АНО ДПО "Алтайский институт госзакупок"
Если вы заинтересованы стать профессионалом в сфере закупок, мы готовы помочь вам.
Повышайте свою квалификацию вместе с нами!

 

 

 

Требования к образованию слушателей для зачисления на программы ДПО

В соответствии с нормами Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(статья 76. п.3)

к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального и (или) высшего образования УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации и (или) ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. (273-ФЗ, ст.76, п. 16)

 

Разъяснение по требованиям к образованию в сфере закупок должностных лиц Заказчиков

Согласно части 6 статьи 38 и части 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ более 50% всех членов комиссии по осуществлению закупок, а также все контрактные управляющие, работники контрактных служб (100%) должны иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется образовательными организациями посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Следовательно, должностное лицо заказчика может пройти обучение как по программе повышения квалификации, так и по программе профессиональной переподготовки. Для целей соблюдения требований Закона № 44-ФЗ указанные программы являются равнозначными. Законодательство о контрактной системе и иные нормативные акты не предусматривают случаев, при которых прохождение обучения в сфере закупок должно осуществляться работником заказчика только в рамках программ профессиональной переподготовки. 

Дополнительно следует отметить, что в соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, а программ профессиональной переподготовки - 250 часов.

При этом, согласно методическим рекомендациям, утвержденным письмом Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г., реализация программ повышения квалификации именно в сфере закупок должна осуществляться объемом не менее 108 часов. Исключение предусмотрено только для программ, по которым проходят обучение руководители заказчиков. Минимальный срок освоения таких программ составляет 40 часов.

 

Требования к образованию контрактных управляющих, работников контрактных служб:

Из Разъяснений МЭР от 2 октября 2015 г. N Д28и-2939 О лицах, которые могут являться работниками контрактной службы; от 11 декабря 2015 г. N ОГ-Д28-15401 О повышении квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих:

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о повышении квалификации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и сообщает.

Согласно части 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

До 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 23 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 1 января 2017 года должны иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Соответственно, включение в состав контрактной службы работников, не имеющих указанного образования, неправомерно.

При этом отсутствие у работника контрактной службы соответствующего образования в сфере закупок не является основанием для его освобождения от административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В свою очередь, пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (письмо от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России N 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-552/06) (далее - Методические рекомендации) предлагается устанавливать минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программа) вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций.

При этом согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Согласно пункта 2.8 Методических рекомендаций обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

Отмечаем, что Методические рекомендации, направленные в адрес образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования для оказания методической помощи, не являются обязательными для применения, а носят рекомендательный характер.

Учитывая изложенное, работником контрактной службы или контрактным управляющим может являться и специалист, имеющий диплом о высшем образовании по любой специальности, за исключением сферы закупок, и специалист, имеющий только среднее профессиональное образование (не в сфере закупок) и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок, а также государственный (муниципальный) служащий, имеющий диплом о высшем образовании (по любой специальности, за исключением сферы закупок) и прошедший 16-часовую программу повышения квалификации в сфере закупок.

При этом работниками контрактной службы могут быть только работники заказчика.

Требования к Членам комиссии по осуществлению закупок:

Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2014 г.  устанавливаются следующие требования к членам комиссии по осуществлению закупок:

  • заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39)
  • Обращаем Ваше внимание на то, что положение ч. 23 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ не распространяются на членов комиссии по осуществлению закупок, в связи с чем, с 1 января 2014 года при наличии профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должностное лицо, осуществляющее функции члена комиссии, не будет соответствовать требованию, установленному ч. 5 ст. 39.

Разъяснения МЭР от 22 октября 2016 года по вопросу применения профессиональных стандартов в сфере закупок:

Профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса РФ, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы ФОИВов, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях положения профессиональных стандартов носят рекомендательный характер.

Деятельность государственных и муниципальных образований в сфере закупок регулируется № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Положениями статей 9, 38, 39 и 112 Закона № 44-ФЗ указаны квалификационные требования к работникам контрактной службы, определены функции и полномочия, которые осуществляются конкурсным управляющим, либо контрактной службой. Комплектование кадрами контрактных служб должно исходить из необходимости соблюдения данной нормы закона.

Если сотрудник контрактной службы является гражданским служащим или служащим муниципальной службы, то квалификационные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах к специалистам в сфере закупок, носят рекомендательный характер и применимы в части, не противоречащей законодательству о гражданской и муниципальной службе (№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Если организация не осуществляет закупки по Закону № 44-ФЗ, и специалисты по закупкам не являются гражданскими (муниципальными) служащими, то учитывая, что для работы по Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют законодательные требования о создании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также квалификационные требования к лицам, задействованным в осуществлении закупок, положения профессионального стандарта также носят рекомендательный характер.

Дополнительно сообщаем, что для организаций государственного сектора принято постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».


Методические рекомендации по дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок >>>

Профессиональные стандарты в сфере закупок >>>